Главная  »  История села

История села

                                         

     Для каждого человека очень важно знать историю своей Родины. Историю по праву называют памятью народа учительницей жизни.

     Кто мы, где наши корни,  каков наш путь? Над этими вопросами задумываются каждый народ.

     Самое важное в изучении истории своей Родины – это научиться любить ее.

     Любить Отечество – это значит любить тот край, то географическое пространство, где человек родился, получил первые жизненные впечатления, испытал первые радости и горечи.

     Любить Отечество – это значит любить свой народ, его нравы, обычаи, его культуру, родной язык.

     Любить Отечество – это значить стремиться к процветанию своей страны, добросовестно выполнять свои обязанности перед ней.

     Историко-краеведческая работа в школе способствует научному пониманию закономерностей развития общества, является мощным средством воспитания любви к своей Родине, раскрытию роли народных масс в истории, как подлинных её творцов, создателей материальных и духовных ценностей и пониманию значения и роли личности в истории.

     Не плохо поставлена историко-краеведческая работа во МКОУ «2-Цовкринская СОШ им Маграмова В.М.»

     Село Цовкра-2 расположено на юго-восточном склоне горы в живописном ущелье. Вокруг села расположены леса, за что лакцы называют село Цовкра деревянная.

  Село Цовкра-2 по рассказам старожилов, возникла приблизительно 500 – 600 лет тому назад. Это подтверждается записями на надгробных камнях.  Эти записи сделаны на арабском языке: указаны даты рождения и смерти, имена похороненных и их родителей. Первым жителем был, по этим преданием, владелец стада коз. Место было очень удобным для разведения коз: тёплый южный склон горы, полноводный незамерзающий родник, богатые субальпийские луга с разнообразной растительностью, большое количество берёзовых лесов, листья которых охотно съедают козы. Определив выгодное местоположение современного села жители начали строить первые дома на скалистой местности, для того чтобы сохранить побольше территории, для развития земледелия одновременно с разведением коз.

     Первыми жителями были Аьлла и его брат Магомада. Развалины их дома до сих пор сохранились в селении. По преданием сохранившихся от старожилов в селе жили два тухума, родоначальники современных потомков. Они назывались КIялахъул (Белые) и ЛухIухъул (чёрные). От них потом возникли все нынешнее тухумы, которых насчитывается более 20.

     Как и везде в нашем селении не ограничивались одним развитием скотоводства. Так, как нужно было питаться и хозяйство было натуральным, одновременно занимались земледелием, которое расширялась по мере роста численности населения. По преданиям, также на территории села, жители находились под покровительством Казикумухских ханов, которые поручали пасти свой мелкий скот. Находясь оторванным от главного торгово-экономического и политического влияния жители села в какой-то степени избежали многих бед, которые свалились на жителей других регионов. К ним относится то, что до села не дошли набеги Надир-шаха и других жестоких правителей. Такие выводы можно сделать потому, что памяти народа не сохранились предания о зверствах этих набегов. Помимо скотоводства и земледелия жители села в до революционное время и после ВОВ, также занимались разными ремёслами и отходничеством. К этому вынуждала их не хватка земель пригодных к использованию для пашен и пастбищ. Отходничество и ремесло использовались как дополнительные источники заработка. На отходничества уходили в Азербайджан, а также разные города России. Основное отходничество составляла группы лудильщиков. На месте ремесло представляла собой профессии сапожников, плотников, изготовителей сельхоз орудий.

До революционное время в селе существовали три оборонительные башни. То место где находилась самая большая и важная башня до сих пор называют «Къалалухалу» что означает «место за башней». Рассказывают, что из этой башни выстрелом был убит один из воинов отряда имама Шамиля, которые совершали набеги для захвата скота на пропитания войск. Его звали Къабилгъази. Место его захоронения до сих пор показывают. Оно находится недалеко от села. Его похоронили при отходе его же товарищи.

А также в селе были две мечети, которые играли роль учебных заведений и духовно-культурных центров. Религиозная идеология играла важную роль в жизни жителей села. Важную роль в религиозной жизни села играл Амиромари. Он был большим учённым в области астрономии и математики. Хорошо знал историю Дагестана и лакцев. Долгое время работал кадием. Говорят, что он предсказал появление электричества, что люди будут летать, что появятся подводные корабли. Являлся долгожителем Дагестана, прожил более 120 лет. Умер в 1936 году.

     Также в селении пользовался большим авторитетом другой духовный учёный Газиев Ибрагим, который являлся сильнейшим учёным арабистом. Он учился в Кумухе в медресе Али Каяева, также Кукнинском медресе у учёного Гаджимуса –Гаджи. После этого продолжил учёбу в Хивском районе в селе Алкадар у учённого арабиста Гасана Алкадарского. Работал в селе Щинази, Рутулского района,  Ихрек, а также в селе Кули, Цущар Кулинского района. По рассказам стариков его сравнивали с учёным арабистом  Али Каяевым.  В годы Советской власти его преследовали, как духовного лидера и подвергся репрессиям. Был осуждён и умер в Орджоникидзевской тюрьме.   

     В памяти народа осталось в большой степени история села Советского периода, которая ознаменовала собой развитие и укрепление всех сторон жизни населения. В 1934 году в селении был организован колхоз. Первым председателем колхоза был Абдуллаев Али. Ещё до войны его сменил Алиев Шахимардан. С момента образования и до наших дней колхоз был животноводческий. В годы войны колхозом руководил Гаджиев Маграм. За время своего руководства Гаджиев Маграм получил благодарственное письмо от самого И.В. Сталина, за оказания помощи фронту жителями нашего села. В годы Великой Отечественной войны из села на фронт были призваны 94 человек. Из них не вернулись домой 49 человек.  После войны председателями колхоза стали Омаров Иса,  Дибиров Бутта, Мусиев Бадави, Ибаев Насруттин, Аскаров Курбан, Абдуллаев Ибрагим, Джамалуттинов Омар. Они внесли большой вклад колхозное строительство. В селе были построены: клуб, библиотека, школа, магазин, баня, пекарня, здания МТФ, складов, правления колхоза, водопровод и т.д..  В 60-е – 70-е годы колхоз стал богатым и числился на хорошем счету. Колхоз был назван именем «Героев СССР» и 70-е годы находился на доске почета РД.

     Благодаря проделанной огромной работы по улучшению породы овец, за высокие производственные показатели были вручены почетные грамоты и звания Заслуженные животноводы Дагестана следующие  колхозники:

1.     Махмудов Ибрагим М.

2.     Аминов Магомед Г.

3.     Алиев Гаджимурад А.

4.     Сунгуров Мамма С.

5.     Газиев Рашид М.

6.     Магадов Рамазан М.

7.     Салихова Шипаъ М.

8.     Гасанова Айшат Г.

А также в 1965 году Махмудову Ибрагиму М. присвоена высокое звание Героя Социалистического труда, Сунгуров Мамма С. награждён орденом Ленина и «Знак почёта».

     В 1930 году в селении открыли начальную школу, в школе обучались всего 16 учащихся. Первыми учителями в эти годы работали Рамазанов Алихан из с. Цовкра-1, Кимпаев Адам из с. Хулисма и Гамзаев Юсуп из с. Хурхи. Из нашего селения первыми учителями стали Аскаров Курбан и Джамалуттинов Рамазан. Аскаров Курбан стал заведовать школой с 1939 года. В селении до 1944 года школа была начальной. После окончания нашей школы дети ходили продолжить свою учёбу в Гамияхскую НСШ. В 40-е годы учителями работали Омаров Магомед, Ахмедов Абдулла, Джамалуттинов Омар, Гамзаев Муса. Для детей из селений Цовкра-2, Цущар, Кацран, Джахпаралмахи, Кувши и Гамиях в селении Гамиях 1936 году была построена типавая НСШ. Директором который стал Курбанов Максуд из с. Кая.

     В 1943 году директором Гамияхской НСШ стал наш односельчанин Маграмов Варис Маграмович. В связи с депортацией Гамияхцев и жителей близ лежащих сёл в Ауховский район 1944 году возникла необходимость открыть НСШ в родном селении. Директор школы Маграмов В.М. сделал всевозможное построить здание школы и открыт НСШ в своём селении. Он руководил школой целых два десятилетия. За выдающиеся заслуги школа носит имя Маграмова Вариса Маграмовича.

     В 1961 году директором школы стал Якубов Загир Якубович. В 1962 году школа была переселена в новое здания и реорганизована во 2-Цовкринскую восьмилетнюю школу. В 1973-1974 учебном году в селении открыли среднюю школу. В селении с 1975 по 1994 годы функционировал пришкольный интернат. Во 2-Цовкринской средней школе  учились дети из селений Цущар, Бурши, Сунбатль, Щара. Загир Якубович многое сделал для развития образования в селении Цовкра-2  При нём 2-Цовкринская средняя школа достигла больших успехов. Учащиеся данной школы занимали хорошие места на районных и Республиканских олимпиадах. В семидесятых годах в школе обучались более 300 учащихся. Первый выпуск средней школы состоялся в 1975 году.  В 1977 году Якубов Загир Якубович был переведён в Махачкалу преподавателем ДГУ.

С 1977 года директором стал завуч школы Дибиров Даниял Магомедович. Заслуженный учитель РД  Даниял Магомедович работал диретором данной школы до 1996 года. С 1996 директором 2-Цовкринской СОШ им. Маграмова В.М. работает Габибуллаев Давуд Рамазанович.

     За время существования нашей школы медалистами стали  28 учащихся. Более 250 выпускников получили высшее образование.

     Выпускники нашей школы работают(работали) в сфере экономики и бизнеса, научной сфере, культуры и т.д..

                                                              Ахмедов Э.Г.                                             Газиев А.И.                  

 

1.     Газиев Ажуб Ибрагимович – доктор биологических наук.

2.     Ахмедов Эльдар Гасанович – доктор биологических наук.

3.     Якубов Загир Якубович – кандидат педагогических наук.

4.     Абдурагимов Масанип Абдурагимович – кандидат физических наук.

5.     Дибиров Магомада Магомедович – кандидат медицинских наук.

6.     Шайхаев Гаджирамазан Омарович – кандидат биологических наук.

7.     Яхьяев Алексей Ванатиевич – кандидат медицинских наук

8.     Саидов Магомедрасул Будаевич – кандидат биологических наук.

9.     Гамзаев Гаджи Гамзаевич – кандидат физических наук.

10.  Ибаев Жабраил Гаджиевич – кандидат физических наук.

11.  Гаджиева Салихат Набиевна – кандидат психологических наук.

12.  Маграмов Абдулмажид Варисович – кандидат экономических наук.

Заслуженные учителя РД:

1.     Дибиров Даниял Магомедович

2.     Саидов Будай Тагирович

3.     Якубов Загир Якубович

4.     Габибуллаев Давуд Рамазанович

5.     Шайхаев Гасан Омарович.                                          Заслуженные врачи:

1.     Магомедов Алил  Апуевич

2.     Мусиева Мая Гаджиевна

3.     Маграмова Маржан Варисовна.

     В Москве работает выпускник нашей школы, кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы, Маграмов Абдулмажид Варисович.

                          

 

Профессиональная деятельность

В 1981 году окончил Московский гидромелиоративный институт.       

С 1981 г. по 1985 г. работал в системе «Главдагестанводстроя».

С 1985 г. по 1992 г. работал научным сотрудником в Московском гидромелиоративном институте.

С 1997 г. по 2002г. — Генеральный директор ООО «Торговый дом «СЕВЕРНЫЙ».

С 2002 г. по 2016г. — Генеральный директор ООО «Фирма «Альтаир».

18 сентября 2016 года Абдулмажид Маграмов побеждает на выборах в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу № 122]

Награды и звания

                Кандидат экономических наук

·         Почетная грамота республики Дагестан

·         Почетная грамота Ярославской области.

·         Юбилейный знак «За подготовку к 1000-летию города Ярославля»

·         Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

·         Медаль «В память 850-летия Москвы»

·         Юбилейный знак «85 лет Пограничной Академии ФСБ России»

·         Юбилейная медаль «90 лет Пограничных войск»

·         Заслуженный строитель республики Дагестан

Абдулмажид Варисович Маграмов многое сделал для родного села. Он подарил компьютерный класс для школы, помогал выпускникам школы при поступлении в различные учебные заведения, построил красивую мечет, построил молочно-товарную ферму, помогает нуждающимся.

     История народа, его помысли, переживания, думы и мечты отразились в великолепных произведениях фольклора.

     Идеалы добра и гуманизма, высоконравственной марали, гостеприимства и уважения к старшим, мужества и отваги, осуждения подлости и обмана, трусости и измены, выраженные в произведениях фольклора, актуально и в наше время.

     Многие обряди и народные празднества в своей основе были связаны с земледельчеством.

     У 2-Цовкринцев существовал обряд встречи зимы под названием «КъяцIрай буккан». После окончания молотьбы в конце осени молодежь шила специальные войлочные маски с бородой и рогами, напоминающие козла. Группа парней, изображающих «козлов»,  надевали тулупы, вывернутые на изнанку, маски и ходили по дворам.

     Молодёжь, сопровождающая «козлов», пели песни, содержащие пожелания хорошего урожая, изобилия, приплода скота.

     Начала весны «Интнил хьхьу» у нас отмечают обычно 21 или 22 числа. Праздник состоит из пяти частей:

1.     Зажигания костров;

2.     Прыгание через костры по три раза;

3.     Стрельба из ружей;

4.     Изготовление ритуальной пищи;

5.     Гадание.

     Также отмечают праздник «Первой борозды»(Хъур дуккаву). Праздник сопровождается общим молением, угощениями, песнями, танцами, соревнованиями, спортивных играх, скачках.

     Весело с песнями и танцами проводились раньше такие весенние обряды, как «Хождение за черемшой»(Самуйн гьаву).

    Жатва – самая трудная, но и самая радостная пора. Она сопровождалась оригинальными песнями, исполняемыми голосистыми певицами (ХIухIалал баларду). Сам обряд «МухI щаву» (Прикосновение серпа) начинался с произнесения, заклинания самой бойкой, энергичной, плодовитой, зажиточной женщиной, которая снимала первый сноп.

     Засуха считают большим бедствием. С помощью всевозможных действий и магических слов вызывают дождь. Обливают зеленное чучело водой, говоря «Да будет дождь» и одаривали детей чем-нибудь. (Обряд «Урттил ссику», «Варпахху»).

     Другой обряд признанный прекратить нежелательные дожди во время уборки, обмолота урожая является обряд заклинания солнца «Бургъил ссику».

     Пословицы, поговорки, загадки содержат свидетельства об исторических событиях, о семейных отношениях, об обычаях, правах, народной педагогике, об отношении народа к добру и злу, правде и лжи, честности и порядочности и т.п.. Цовкринцы говорят : «На дне терпения оседает золото», «Мудрое слово лучше, чем полный двор богатства», «Мать выше папахи», «Каждый о своём думает, а мельник о воде» и т.д..  

 

 


          

     

Новости школы

25 Sep 2017

Основы финансовой грамотности

 Дни финансовой грамотности в учебных заведениях стали хорошей традицией. Профессианалы отечественного финансового рынка приходят в российские учебные заведения, где просто и понятно рассказывают о финансах,  финансовых возможностях в

25 Sep 2017

Терроризм угроза обществу

 Ежегодно 3 сетября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта дата установлена в 2005 году. в МКОУ "2-Цовкринская СОШ им. Маграмова В.М."состоялось общешкольная линейка. Учитель истории Абдуллаев М.А

Новости Министерства

03 May 2017

Всероссийская акция «100 баллов для победы» прошла в 50 регионах страны

Мероприятия в рамках Всероссийской акции «100 баллов для победы», призванной помочь старшеклассникам подготовиться к единым государственным экзаменам, прошли в течение апреля в 50 регионах России.

03 May 2017

Международная олимпиада «Траектория будущего»

Студент Колледжа машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе г.Каспийска Тагир Джабраилов представит Республику Дагестан на Международной олимпиаде «Траектория будущего» в Москве.

персональныеданные.дети

Новое

Всероссийский